Автоводитель выполняя требования законодательства страхует свою ответственность перед третьими лицами с помощью полиса ОСАГО. Оформив страховой договор, автомобилист уверен, что таким способом он избегает финансовой ответственности в случае причинения ущерба какому-либо лицу.
В действительности уверенность владельца ТС исчезает после предъявления регрессных требований страховщиков. В России страховым компаниям разрешено взыскивать сумму страховой компенсации с виновника ДТП (регресс).
Процесс регресса предусматривает право страховщиков взыскать с виновника дорожной аварии суммы, ранее выплаченные потерпевшему. Другими словами, регрессивный иск – это обратное требование о возмещении причиненного ущерба.
Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО возможно предъявить в следующих случаях:
- страховщик выплатил сумму ущерба потерпевшему на основании предъявляемого требования, документов о ДТП и оценочной экспертизе;
- страховая обратилась в суд с иском о возмещении затраченной суммы с виновника автомобильной аварии.
Страховая также старается заставить виноватого автомобилиста оплатить нижеуказанные расходы:
- на проведение автоэкспертиз;
- на сопровождение страхового дела;
- судебный сбор.
Важно! Страховая компания может начислить регрессную выплату только в случае, если в результате осмотра ТС эксперты не выявили, что авария произошла из-за проблем с корректной работой автотранспорта.
Регрессивные требования страховщиков к виновнику ДТП урегулированы статьей 14 Федерального закона «Об ОСАГО».
Основания для предъявления регресса
по ОСАГО к водителю после ДТП
В законе об ОСАГО перечислены ситуации, когда страховая компания может воспользоваться своим правом на регресс:
ДТП, произошедшие в случае умысла виновной стороны. Такое действие автомобилиста расценивается, как преступление и может караться по уголовному кодексу. Например, водитель ТС умышленно сбил пешехода, который от полученных травм скончался. Виновнику аварии придется выплатить компенсацию, которую ранее оплатил страховщик за ДТП и понести наказание за причинение смерти.
Виновник аварии пьян. Экспертиза выявила, что в момент дорожно-транспортного происшествия, автомобилист находился в состоянии какого-либо вида опьянения.
Если инспектор заподозрил водителя в употреблении алкоголя или наркотических средств, то он обязан отправить человека на экспертизу. Если врачебного осмотра после ДТП не проводилось, доказать опьянение виновника в момент аварии невозможно.
Виновник аварии не имел прав на управление ТС. В России срок действия водительского удостоверения десять лет. Когда указанный срок прошел, считается, что гражданин не имеет права на управление ТС.
Потребуют регресс и в случае, если человек управляет автомобилем не имеет прав вообще или не вписан в полис автовладельца.
Оставление места ДТП. Когда лицо управляющие ТС покинуло место аварии регресс начисляют всегда, т.к. для страховщиков “побег” — непоколебимый аргумент в суде.
Страховой случай произошел в период времени, не предусмотренный ОСАГО. Российские автомобилисты для экономии оформляют полис на определенный срок (например, дачники выбирают период апрель – октябрь).
В страховую компанию не поступили документы о ДТП. Автовладелец обязан оповещать своего агента о наступлении страхового случая в определенный период (чаще всего 5 рабочих дней). Страхователь также обязан предоставить компании заполненный бланк европротокола (в случае оформления ДТП с участием сотрудником автоинспекции даются другие сроки, которые указаны в договоре страхования)
Если отведенное время водителем пропущено, а документы в страховую компанию не поступили, то возмещать причиненный ущерб придется виновнику ДТП самостоятельно.
Владелец ТС произвел ремонт (утилизацию) ТС, которое участвовало в аварии без получения согласия от страховой компании.
Виновник ДТП не предоставил свою машину для проведения экспертизы. Данные действия владельца ТС расцениваются как сокрытие фактов, имеющих отношение к определению степени виновности и размера причиненного вреда потерпевшему.
В момент ДТП закончилось действие диагностической карты (талона ТО), что может говорить о неисправности используемого автотранспорта.
Дополнительная информация по теме: